Москва предпочла энгельсским троллейбусам с автономным ходом автобусы на батарейках. Основным поставщиком Мосгортранса стало ПАО «КамАЗ». Энгельсский завод «Тролза» считает, что московские чиновники нарушили правила проведения закупок.
Столичным транспортным ведомством заключен контракт с «КамАЗом» на поставку 100 электробусов и 36 зарядных станций к ним при условии 15-летнего сервисного обслуживания и ремонта всей техники. Официально о подписании документов сообщили 25 января. Цена контракта — 6,5 млрд рублей, компания оказалась единственной участницей торгов. Это уже третий по счету контракт Москвы по закупке электробусов, в мае прошлого года были подписаны первые два договора с «КамАЗом» и еще один — с группой ГАЗ. Первые новые машины вышли на маршруты в сентябре.
Производитель троллейбусов с автономным ходом из Саратовской области — энгельсское АО «Тролза» обращалось по этому поводу с жалобами в ФАС РФ. В результате процедура по аукциону, объявленному в 2018 году, приостанавливалась дважды. По мнению представителей «Тролзы», организаторы закупки не рассматривали другие варианты городского транспорта, в том числе ее продукцию, которая сочетает преимущества электробусов и троллейбусов.
Главное отличие энгельсской продукции от того, что поставит в Москву «КамАЗ» — в способе подзарядки. Электробусы «КамАЗа» оснащены батареей с 70-километровым запасом хода. Подзаряжать их можно на специальных зарядных станциях. «Тролза» же делает ставки на троллейбусы с автономным ходом, которым специальная зарядная станция не нужна — они могут подзаряжать свои аккумуляторы, пока едут с использованием контактной сети, и использовать их там, где проводов нет. Вариант с зарядными станциями «Тролза» также рассматривала, первые образцы таких устройств, созданные ею совместно с Саратовским техническим университетом, прошли тестовые испытания в начале 2018 года.
Последняя жалоба от «Тролзы» поступила в центральный аппарат ФАС РФ уже в декабре 2018 года. По мнению заявителя, указывавшийся в аукционе код ОКПД для закупаемого товара по сложившейся в РФ практике чаще используется для закупки обычных автобусов. В отношении электробусов существуют другие коды, таким образом организаторы аукциона, как указано в жалобе «Тролзы», заранее ограничили круг участников закупки.
Но аукцион состоялся, в сейчас Москва уже заказала проектные работы на размещение зарядных станций для них и модернизации линий ремонта в депо. Затраты на сервисное обслуживание и ремонт одного электробуса составят примерно 3,5 млн рублей в год.
На электробусы у Москвы большие планы, с 2021 года для столичных улиц планируют закупать только их. А неудачи «Тролзы» с участием в московских торгах объясняются намерением столицы постепенно отказаться от троллейбусов в пользу автобусов. С Садового кольца они уже исчезли. При этом с 2011 по 2017 годы «Тролза» заключила с Московой 6 контрактов на троллейбусы на общую сумму 4,5 млрд рублей.
Отметим, что в марте 2018 года «Тролза» подписала соглашение о намерениях по сотрудничеству с ПАО «КамАЗ», предприятия собирались заниматься разработками по электробусам сообща.
Пока столица предпочитает пассажирские «КамАЗы», «Тролза» направила свою продукцию в Чебоксары. Столица Чувашии получила в конце января 3 электробуса с динамической, то есть от контактной сети, подзарядкой. Это первая партия машин в рамках контракта на обновление местного парка пассажирского транспорта, вторая поступит в феврале.
Электробусы, поставляемые в Чувашию, способны пройти без подзарядки до 15 км, их салоны оснащены видеонаблюдением и устройствами для подзарядки мобильных гаджетов. Также электробусы «Тролзы» успешно эксплуатируются на дорогах Петербурга, Нальчика, Тулы, Химок. Поставляются они и за рубеж, в частности в Аргентину.
Справка «БВ». АО «Тролза» — самый крупный производитель троллейбусов РФ. Согласно официальному сайту компании, ею выпущено порядка 66% эксплуатирующихся в стране троллейбусов, география поставок включает свыше 50 городов РФ. Предприятие было учреждено в 2004 году с уставным капиталом 10 млн рублей. В числе участников компании значатся ООО «Плещеево» и ООО «Гортранс», а также физлица — Роман Лаврин и Ирина Попова. Возглавляет «Тролзу» гендиректор Иван Котвицкий. По итогам 2017 года предприятие увеличило выручку с 1,6 млрд до 2,7 млрд рублей, чистая прибыль составила 73 млн.
Источник: business-vector.info