За 6 месяцев 2017 года по различным аспектам защиты прав граждан в сфере оказания финансовых услуг поступило 168 обращений граждан.
Большинство (80,5 %) обращений связано с вопросами по заключению/исполнению кредитных договоров; 15,0 % – микрофинансовых услуг; 4,5 % — с деятельностью страховых организаций.
Значительная часть поступивших обращений граждан содержит претензии имущественного характера, по данным обращениям Управлением даны разъяснения об имеющихся правах потребителей, механизме реализации предоставленных прав, в том числе о порядке привлечения Управления в гражданский процесс для дачи заключения по делу.
За 6 месяцев 2017 года Управлением проведено 9 проверок финансовых организаций, 15 административных расследований по обращениям граждан, из которых 11 — в отношении кредитных организаций, 4 – в отношении микрофинансовых организаций.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения мероприятий по контролю, являются:
1. включение в договора потребительского кредита условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации, а именно:
— условие о праве кредитора по безакцептному списанию денежных сумм с любого счета заемщика;
— условие, предусматривающее право банка на внесение в одностороннем порядке изменений в условия и тарифы;
— условие договора потребительского кредита, предусматривающее взимание Банком с заемщиков платы за услугу подключения к программам страхования;
— условиями договора потребительского кредита не предусмотрена возможность самостоятельного определения заемщиком выгодоприобретателя по договору страхования; выражения согласия или отказа от передачи персональных сведений третьим лицам.
2. нарушение права потребителя на получение в доступном виде необходимой и достоверной информации об услуге.
За выявленные нарушения в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги вынесено 12 постановлений по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ, выданы предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
В порядке статьи 47 Гражданско-процессуального кодекса РФ Управлением дано 15 заключений по искам потребителей, из которых в 10 случаях решения судов вынесены в пользу потребителей на сумму более 200 тыс. рублей, в том числе около 35,5 тыс. рублей — компенсация морального вреда.
Деятельность Управления по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг будет продолжена.
Для получения необходимых консультаций потребители могут обратиться в Управление по телефону «горячей линии» 8-800-100-18-58 или в отдел защиты прав потребителей по телефону 8-845-2-22-85-90.
Отдел защиты прав потребителей