МСП нужна своя биржа

Анна Нестерова, член президиума генсовета «Деловой России», председатель совета директоров «Глобал Рус Трейд»

МСП нужна своя биржаМеждународный опыт говорит о том, что отдельные биржи или секции для малых и средних предприятий отлично зарекомендовали себя. Например, на AIM LSE представлено 1016 компаний с суммарной капитализацией 75 млрд фунтов стерлингов. Конкретные предложения по этой теме прорабатываются в рамках работы Комитета по фондовому рынку Деловой России. Вывод МСП в отдельную биржу необходим из-за целого ряда факторов.

Малый и средний бизнес России генерирует только пятую часть ВВП, что является очень скромными показателями по сравнению с развитыми странами, в которых МСП создает более 50% валового продукта. Как правило, в МСП занято от 40% до 90% населения, поэтому стимулирование развития малого и среднего бизнеса — это основа для увеличения благосостояния наших граждан. Принятая правительством в начале июня Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года сейчас особенно актуальна, и амбициозны планы по увеличению доли МСП в ВВП к 2030 г. в 2 раза, на мой взгляд, вполне реализуемы.

В России уже создано большое количество инструментов для финансовой поддержки малых и средних предприятий, ключевой из которых является Программа стимулирования кредитования субъектов МСП. В рамках программы банки выдают кредиты субъектам малого бизнеса на уровне 11% годовых, а среднего — 10% годовых. Согласно заявлениям представителей банка ВТБ на ПМЭФ, средняя сумма кредитов по этой программе составляет 190 млн руб., и уже заключено 70 контрактов на 14 млрд руб. При этом, банк снизил свою маржинальность и предоставляет кредиты по ставкам 10% и 9% годовых соответственно. Банк активно сотрудничают также с Фондом развития промышленности, Торговыми представительствами, а также осуществляет поддержку экспортеров, которые заинтересованы в продвижении продукции на рынки ЕврАзЭС, Европы и Китая. В рамках этого инструмента функционируют гарантии по возврату НДС, кредитование по торговым операциям, программа кредитования дистрибьюторов и специальные механизмы поддержки дочерних компаний.

Действительно, в России существует большое количество инструментов финансовой поддержки МСП, которые реально помогают в условиях по-прежнему высокой ключевой ставки. В конце 2014 г., когда ключевая ставка была повышена до 17%, бизнес, в принципе, осознал, что начинаются тяжёлые времена. У бизнеса всегда должен быть отработан механизм привлечения средств через рыночные источники финансирования. При этом большим плюсом стали бы налоговые стимулы как для инвесторов, так и для эмитентов.

Текущие способы поддержки в части финансирования эффективны и необходимы, но недостаточны. Для развития МСП необходимо создание специальных условий на бирже, которые позволят привлекать бизнесу инвестиции на открытом рынке. В России уже успешно работает рынок инноваций и инвестиций, который, в том числе, через свои связи и в ручном режиме, помогает привлечь инвестиции компаниям, у которых есть инновационная составляющая бизнеса. А что делать средней компании, которая производит менее технологичный продукт?

Международный опыт говорит о том, что отлично зарекомендовали себя отдельные биржи или секции для малых и средних предприятий. Подобные секции есть в Лондоне (AIM LSE), Торонто (TSX Venture Exchange). Шэньчжене (SME Board) и в других городах. Площадки не только позволяют привлечь капитал (без залогов), но и создают возможности для рефинансирования под залог этих ценных бумаг, дают возможность повысить узнаваемость компании, а также создают предпосылки для роста рыночной капитализации. На секциях присутствуют большое количество инвесторов, а требования к участникам позволяют принимать участие в листинге только надежным компаниям, поэтому они пользуются популярностью как у инвесторов, так и у эмитентов. Например, на AIM LSE представлено 1016 компаний с суммарной капитализацией 75 млрд фунтов стерлингов.

Конкретные предложения по этой теме прорабатываются в рамках работы Комитета по фондовому рынку «Деловой России». Вывод МСП в отдельную биржу необходим из-за ряда факторов. В первую очередь, важно, чтобы недостаточно квалифицированные инвесторы дифференцировали компании из основных котировальных списков и МСП, к которым предъявляются более мягкие требования. Это делается во всем мире, чтобы обозначить относительный риск по данным инвестициям. Во-вторых, к таким компаниям предъявляются особые требования: они должны быть проанализированы с помощью специального авторитетного института финансовых консультантов. Это компании, которые ведут МСП через весь процесс размещения на бирже и готовят всю сделку по размещению, а также контролируют соблюдение стандартов на всем сроке размещения. В-третьих, для стимулирования инвесторов вкладываться в такие бумаги, необходимо введение налоговых льгот для инвесторов и эмитентов: нулевой подоходный налог, льготное налогообложение дивидендов и др. Также необходимо, чтобы был сформирован дифференцированный подход к тарифам (в зависимости от капитализации), а также уменьшено количество и размер взносов (можно взять в основу подход 3-го котировального списка ММВБ, принцип «одного биржевого взноса»).

Важным составляющим данного специального режима может быть специальный агент, который будет выполнять роль своеобразного буфера между биржей и МСП, окажет консультационную поддержку соответствия компании требованиям биржи. Международный опыт свидетельствует, что наиболее эффективным показал себя механизм специального финансового консультанта. Финансовый посредник помогает компании провести всю процедуру выхода на биржу, а после будет оказывать ей консультационную поддержку. Полномочия финансового консультанта также могут быть расширены до обязанности информировать инвесторов обо всех существенных факторах внутри компании, которые могут повлиять на стоимость ценных бумаг (как это делается за рубежом). В России такую роль могут выполнять сотрудники биржи.

В целом, компаниям придется пройти стандартную процедуру, чтобы разместить ценные бумаги на бирже. Процедура состоит из следующих этапов: предварительные действия, подготовка эмиссионных документов, подготовка меморандума, маркетинг, андеррайтинг, определение цены размещения. Формирование предварительной книги заявок требует серьезной работы по привлечению инвесторов. Для формирования большого спроса инвесторов на ценные бумаги МСП, необходима специальная площадка, у который есть возможность привлекать инвесторов как из России, так и из-за рубежа. После подготовки всей необходимой документации, оплаты по тарифам биржи и совершения других необходимых действий, проводится сбор и удовлетворение заявок в особом режиме торгов. Если компания соблюла все условия и сформировала программу облигаций, то она может заново не проводить все необходимые процедуры на бирже, пока не выберет установленный лимит. Это удешевляет стоимость привлечения ликвидности.

Существенным фактором, который позволит привлечь инвесторов, могли бы стать налоговые льготы. Например, обнуление ставки по налогу на прибыль и НДФЛ при продаже акций. Кроме этого, для защиты инвесторов необходимо создать дифференцированную методику допуска компаний в зависимости от отрасли. Введение льгот для размещения на открытом рынке МСП не только позволило бы решить проблему с привлечением ликвидности, в т. ч. длинной, но и — заложить основу для развития финансового рынка России.

Источник: http://www.deloros.ru, фото из открытых источников

 

  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
  • linkedin
Предыдущая «
Последующая »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Главное/интересное/важное

Последние новости Делового Энгельса

Выберите рубрику

Популярное за день

Популярное за неделю

Популярное за месяц